понедельник, 14 ноября 2016 г.

Типы рыночных структур

Рыночная структура – комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка.Рыночная структура отражает все наиболее важные аспекты рынка — количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа и выхода из нее фирм, количество покупателей, способность отдельной фирмы воздействовать на рыночные цены.
 Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т.д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции.

 Ключевые характеристики типов рыночных структур: количество фирм-продавцов в отрасли; размеры фирм; количество покупателей в отрасли; вид товара; барьеры для входа в отрасль; доступность рыночной информации (уровень цен, спрос); возможность отдельной фирмы повлиять на рыночную цену.

Важнейшая характеристика типа рыночной структуры – уровень конкуренции, то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность. Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама). Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции: 

  • совершенная (чистая) конкуренция; 
  • монополистическая конкуренция; 
  • олигополия; 
  • чистая (абсолютная) монополия.

Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.
Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.
Чем ниже способность фирмы влиять на рынок, тем более конкурентным считается данная отрасль. В предельном случае, когда степень влияния одной фирмы равна нулю, говорят о совершенно конкурентном рынке.

Тип производимого продукта
Тип производимого продукта (однородный, диверсифицированный, уникальный).

 Если потребители не отдают особых предпочтений какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то они относятся к однородной продукции.
Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной — по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам, так и мнимой — фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция является дифференцированной.
 На рынке монополии продукция носит уникальный характер, так как не может быть ничем заменена.


Признаки модели рынка
Модели рынка
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Чистая монополия
Количество фирм
Множество
Много
Несколько
Одна фирма
Тип продукции
Однородная, стандартизированная
Мнимая или действительная дифференциация
Однородная или дифференцированная
Уникальная продукция
Степень контроля над ценой
Отсутствует контроль
Слабый, незначительный контроль
Частичный контроль
Высокая степень контроля
Условия вступления в отрасль
Ограничений нет, равный доступ к информации
Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации
Ограничен доступ на рынок и к информации
Доступ на рынок блокирован
Неценовая конкуренция
Отсутствует
Используются реклама, торговые марки и товарные знаки
Используется в значительной степени
Создание благоприятного имиджа фирмы
Примеры
Фермерские хозяйства
Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д.
Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д.
Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий